Диалог в учительской:
Завуч: На следующей неделе у нас открытые уроки для курсов повышения квалификации. Кто даст математику?
Учитель 1: Я хочу!
Завуч: Кто русский язык?
Учителя 2, 3: Я могу!
Завуч: Так, Елена Ивановна, у Вас русский – урок изучения нового, Нина Сергеевна – у Вас урок развития речи.
Нина Сергеевна: Ой, я передумала!
Завуч: Коллеги, кто готов провести открытый урок развития речи? Не вижу желающих? В чем дело?
(Тишина. Глаза в пол.)
Знакомая ситуация? Не секрет, что уроки развития речи вызывают негативные эмоции и страх не только у детей, но и у учителей. Чем вызвано такое отношение к ним?
Во-первых, меньшей проработанностью методики развития речи, нежели методики изучения орфографического, грамматического материала и т.д.
Во-вторых, скудностью, ограниченностью словарного запаса современных школьников.
В-третьих, привычкой многих учителей перекладывать работу по развитию речи на плечи родителей: как часто мы наблюдаем, что задание написать сочинение задается на дом!
Получается, что и педагоги, и дети, и родители при словах «Пишем сочинение» испытывают тревогу, страх, отвращение.
Как исправить данную ситуацию?
Во-первых, помнить о том, что развитие речи происходит на нескольких уровнях: произносительном, лексическом, грамматическом, уровне связной речи. Урок написания сочинения – это завершение пути, начатого небольшими упражнениями на освоение новых слов, обогащение словаря, построение выразительных словосочетаний, фраз, образных высказываний.
Во-вторых, пробовать включать в каждый урок задания, непринужденно расширяющие словарный запас детей. При этом предмет неважен: это может быть урок русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, математики и др. Примеры заданий можно найти в разделе «Речевые игры с «Моей шкатулкой», в пособии «Моя шкатулка: справочник. Методические рекомендации для учителя»). Для выполнения заданий ученику понадобится пособие «Моя шкатулка: справочник», а также «Моя шкатулка: лесные жители».
В-третьих, для проведения урока написания сочинения воспользоваться оригинальными рабочими листами, пособиями «Моя шкатулка: справочник», «Моя шкатулка: лесные жители».
Уникальные пособия серии «Моя шкатулка» в союзе с творчеством учителя непременно дадут замечательный результат: образные, богатые, содержательные сочинения, написанные самими детьми, а не родителями!
Во-первых, меньшей проработанностью методики развития речи, нежели методики изучения орфографического, грамматического материала и т.д.
Во-вторых, скудностью, ограниченностью словарного запаса современных школьников.
В-третьих, привычкой многих учителей перекладывать работу по развитию речи на плечи родителей: как часто мы наблюдаем, что задание написать сочинение задается на дом!
Получается, что и педагоги, и дети, и родители при словах «Пишем сочинение» испытывают тревогу, страх, отвращение.
Как исправить данную ситуацию?
Во-первых, помнить о том, что развитие речи происходит на нескольких уровнях: произносительном, лексическом, грамматическом, уровне связной речи. Урок написания сочинения – это завершение пути, начатого небольшими упражнениями на освоение новых слов, обогащение словаря, построение выразительных словосочетаний, фраз, образных высказываний.
Во-вторых, пробовать включать в каждый урок задания, непринужденно расширяющие словарный запас детей. При этом предмет неважен: это может быть урок русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, математики и др. Примеры заданий можно найти в разделе «Речевые игры с «Моей шкатулкой», в пособии «Моя шкатулка: справочник. Методические рекомендации для учителя»). Для выполнения заданий ученику понадобится пособие «Моя шкатулка: справочник», а также «Моя шкатулка: лесные жители».
В-третьих, для проведения урока написания сочинения воспользоваться оригинальными рабочими листами, пособиями «Моя шкатулка: справочник», «Моя шкатулка: лесные жители».
Уникальные пособия серии «Моя шкатулка» в союзе с творчеством учителя непременно дадут замечательный результат: образные, богатые, содержательные сочинения, написанные самими детьми, а не родителями!